Мультфильм 5000 лет назад: самая ранняя анимация из загадочного «Сожжённого города»

Около 3400 года до н.э. более 5000 лет назад на востоке современного Ирана в провинции Систан-Белуджистан на пересечении важных торговых путей бронзового века был основан город. Благодаря торговле золотом, серебром и лазуритом, а также стратегически важной медью этот город быстро вырос до центра самобытной цивилизации.

В период наибольшего расцвета площадь поселения составляла впечатляющие 200 гектар: выдающийся пример раннего градостроительства с оборонительными стенами, специализированными кварталами, площадями и мастерскими. Сейчас он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мы не знаем древнего названия и сейчас городище на этом месте именуют Шахри - Сухте, что означает «Сожженный город», поскольку он трижды горел и был заброшен после последнего пожара примерно в 1800 году до нашей эры.

Некоторые учёные считают, что шумеры торговали и воевали с Шахри - Сухте, и именно здесь археологи возможно нашли загадочную страну Аратта из месопотамских легенд. При этом город совершенно точно поддерживал торговые и культурные связи с древними цивилизациями равнины Инда, южных берегов Персидского залива, Омана и Юго-Западного Ирана, а также в Средней Азии. Находки свидетельствуют о крупномасштабной обработке металлов, изготовлении каменных сосудов, шлифовке драгоценных камней и производстве керамики.

Шахри-Сохте, Мундигак и Бампур могут являться памятниками единой археологической культуры Гильменда и тесно связаны с одновременной цивилизацией Джирофта (о которой мы уже писали в журнале Век Бронзы).

Анимация стала популярна благодаря кинематографу XX века, но самый ранний её пример был обнаружен именно в «Сожженном городе» на керамическом сосуде возрастом около 5 тысяч лет (изготовлен примерно в 3178 году до н. э.).

Нарисованные на внешней стенке сосуда, последовательные сцены изображают дикого козла, вероятно, персидского пустынного или дикого, также известного как Capra aegagrus. Животное приближается к высокому растению и обгладывает его, а затем бежит и прыгает, чтобы добраться до более высокой листвы.

Предполагается, что по изначальной задумке неизвестного древнего автора, при быстром вращении сосуда вокруг своей оси, отдельные сцены должны были складываться в движущуюся картинку. На этом основании считается, что на т.н. «Сосуде с козлом из Шахри - Сухте» изображена самая ранняя из известных анимаций.

В настоящее время артефакт находятся в коллекции Национального музея Ирана в Тегеране.

❯❯❯

Максим Ферапонтов для проекта Historia Maximum

❯❯❯

Как вымолить себе счастья: технология древних шумеров

Перед тем как прочитать этот текст Вы посмотрели в глаза человеку который жил четыре с половиной тысячи лет тому назад в Сирии. Его звали Эбих-Иль (Ebih-Il) и он был чиновником в шумерском городе Мари. Вы скажите, что это ерунда и это всего лишь древняя статуэтка. Вы совершенно правы и при этом ошибаетесь. Но как это возможно?

МАГИЯ И ИСКУССТВО

Назначение вещи определяет ее форму. Это утверждение можно применить к тому, что создает природа. Это утверждение можно применить к тому что создает человек. Как и мы с вами шумеры старались облегчить свою жизнь во всех делах. Даже таких важных делах, как общение со своими богами через молитву. Хорошие отношения с богами были залогом здоровья и успеха, а значит молиться нужно было много времени.

Идеальной была бы непрерывная молитва. Но что делать, когда днем нужно работать, а ночью отдыхать и / или продолжать род человеческий. Для решения этого сложного вопроса шумеры использовали сразу две проверенные временем технологии.

Изображение 1. Бизон, облизывающий укусы насекомых, - резьба по рогу северного оленя, найдено в Абри де ла Мадлен близ Турсака в Дордони (Франция), мадленская археологическая культура, поздний палеолит (между 20 тыс. и 12 тыс. до н.э.), Национальный музей доистории в Лез-Эзие-де-Тайак-Сирей, фрагмент копьеметалки. Изображена фигурка зубра размером 10,5 см, ныне вымершего вида Bison priscus с повернутой головой и вытянутым языком.

.

Первой такой технологией была магия. Мы говорим об обычном волшебстве, когда при помощи специальных заклинаний и ритуалов люди пытались повлиять на окружающий мир. Например оживить неживой предмет. В крайнем случае наделить неживой предмет духовными силами.

Второй прикладной технологией было искусство. Да-да, ведь это было время когда для всякой бесполезной красоты не было времени (но это не точно). Древние охотники каменного века рисовали на стенах пещер сцены успешной охоты, вырезали из кости и дерева фигурки людей и животных, чтобы «запрограммировать» будущее, чтобы обеспечить себе успех.

Изображение 2. Стоящая прихожанка из священного города Ниппур, Древний Шумер, Раннединастический период IIIa, ок. 2600–2500 до н.э., Метрополитен-музей.

.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОПИЯ

Черноголовые (а как мы знаем, именно так называли себя шумеры) относились к своим богам с трепетом и уважение, но фактически не считали их очень умными или идеальными.

Возможно они так думали о себе - ну а кто так не думает. Поэтому они были уверены что богов можно перехитрить с помощью магии и искусства. Если с волшебной силой ритуалов все более или менее понятно, то волшебная сила искусства требует дополнительных разъяснений.

Шумеры были уверены, что их боги физически (насколько это возможно для богов) живут в особенных построенных для них людьми домах. Сейчас мы называем эти дома храмами. В храме божество могло выслушать человека и помочь ему. Чтобы постоянно находиться на связи со своим сверхъестественным покровителем шумеры стали делать своих заместителей, свои непрерывно молящиеся копии из дерева, глины или камня.

Такими копиями были статуэтки, которые изображали просителя и ставились в храме. Ученые называют фигуры подобного назначения адорантами (от латинского слова «восхищающийся, молящийся»).

При помощи особых обрядов статуэтки "оживляли" с тем чтобы служить представителями интересов человека перед богом. Для успешной работы, то есть молитвы, не требовалось портретное сходство между верующим и его заменой. Функцию привязки предмета к конкретному человеку выполняла магия.

Изображение 3. Эти статуэтки были обнаружен в так называемом Квадратном храме (Раннединастический период, 3000–2350 гг. до н.э.) в при раскопках города Эшнунна. Артефакты были сложены в несколько слоев внутри ямы размером 85 x 50 см, расположенной примерно на 45 см ниже пола.

.

КАК ПОНРАВИТЬСЯ БОЖЕСТВУ

Поскольку у шумеров было много богов, то статуэтку-представителя нужно было поставить во все храмы. Но здесь возникали новые проблемы. Людей было много, а места в храме было мало. Как сделать так, чтобы бог слушал именно меня, а не моего соседа с его (несомненно глупыми) просьбами?

Ответ очевиден!

Нужно чтобы выделялась именно моя статуэтка. Более влиятельные члены общины могли себе позволить поставить в храме «представителя» большего размера, чем у простых людей. Но и гонку размером ограничивали (как мы помним) небольшие размеры храмов и статуэтки никогда не превышали человеческого роста. Средняя высота "просителя" 40 сантиметров. А если нельзя увеличить количественные характеристики, то приходиться работать с качеством объекта.

Молитвенное преклонение - это главная цель статуэтки. Если показать божеству, что твой заменитель прислушивается к советам мудрых жрецов или богов, то божество выберет из всех молящихся только тебя.

Если показать божеству, что твоя волшебная копия испытывает смиренное счастье от общения со своим господином, то божество выберет только тебя. Если показать, что ты открыт для тайного знания или божественного послания, то статуэтки всех остальных неудачников можно выбросить из храма как бесполезные.

Изображение 4. Мужская голова или маска. Северная Месопотамия, Шумер, город Мари, Раннединастический период, середина 3-го тысячелетия до нашей эры. Известняк, битум, черно-белые раковины. Музей Барбье-Мюллера в Женеве, Швейцария.

.

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

Чтобы слушать нужны уши. Чтобы показать радость можно улыбнуться. Символом внимания у шумеров был открытый и сосредоточенный взгляд. Из этого можно сделать выводы - самыми важными частями волшебной статуэтки были уши, рот и глаза. Шумерские мастера сознательно увеличивали размеры этих частей, чтобы подчеркнуть праведность молящегося.

Иногда это заходило слишком далеко и глаза принимали вид круга. При этом терялась антропоморфность, так что обычно древние ремесленники старались не выходить за разумные пределы художественного преувеличения. При этом обязательным атрибутом становилась загадочная мягкая полуулыбка "просителя".

Не менее важной была поза адоранта. Они неподвижно стоят или сидят. Их руки чаще всего скрещены на груди в молитвенном жесте или держат сосуд для жертвоприношений. Именно так выглядели или должны были выглядеть люди, когда он приходили в храм.

Изображение 5. Статуэтка молящегося мужчины, артефакт из археологического памятника Мари (ныне Телль-Харири), Сирия, ассирийская цивилизация, III тысячелетие до н.э., Национальный музей в Дамаске, Сирия.

.

В ДОСТУПЕ ОТКАЗАНО

Как правило мы находим статуэтки мужчин. Это связано с тем, что старший мужчина отвечал перед обществом и богами за всю свою семью. Исключения в общем правиле связаны с высоким статусом женщин, которые оставили своего адоранта в священном месте. И наконец самое важное в том, что все найденные нами "просители" представляют успешных и влиятельных людей.

А это означает, что простые люди не могли использовать адорантов или они были изготовлены из непрочных материалов. Возможно, что статуэтки общинников хранились в их домах, а не храмах.

Изображение 6. Статэткая молящейся фигуры Эбих-Иля, чиновника древнего города-государства Мари в современной восточной Сирии, датируемая 25 веком до нашей эры. Музей Лувра. Именно этот человек "смотрел" на Вас в начале статьи.

.

Древние шумеры боялись своих богов и их гнева. Древние шумеры хотели божественной помощи в трудные времена. Но они же пытались манипулировать сверхъестественными силами. Поэтому они изготавливали статуэтки, с которыми устанавливали магическую связь.

И кто знает осталась ли эта древняя магия и частичка души в огромных синих глазах алебастрового "двойника" надзирателя из города Мари по имени Эбих-Иль.

.

Кастри - одна из ранних цитаделей Европы ок. 4300 лет назад

Поселение Кастри на острове Сирос в Греции
Кикладская культура, эгейская цивилизация
Бронзовый век, раннекикладский II/III, ок. 2300 г. до н.э.

Поселение расположено на вершине холма высотой 165 м, круто обрывающегося с трех сторон. До побережья - 310 метров. Окружено двойной стеной, состоящей из вала и главной стены с выступающими бастионами. Третье кольцо стены защищает вершину. Возможно, здесь располагалась усадьба.

Территория поселения, прерываемая небольшими дворами и площадями, проходит по неровному переулку. По оценкам, в этом месте проживало 100-300 человек, распределенных по нескольким большим семьям.

Укрепленные места, подобные Кастри, были распространены во второй половине раннего бронзового века этой области. Расходы на строительство стены и трудности, связанные с жизнью на вершине горы, были приняты из-за возросшей потребности в безопасности. Однако, несмотря на эти стены, Кастри был захвачен и разрушен неизвестными завоевателями.

До этого жителям Кикладских островов не было нужды тратить силы на фортификацию - их защищало море. Враг просто не имел средств чтобы доставить водным путём достаточное количество воинов для атаки или быстрого пиратского рейда. Так продолжалось пока в Эгеиде не появились длинные лодки.

По современным меркам эти гребные кораблики без парусов кажутся примитивными, но они позволяли связать между собой берега Эгейского моря, Запад и Восток.

Вероятно, что ладьи заставили островитян строить более сложное и централизованное общество.

Эксперименты и опыт с подобными лодками показывают, что гребцами могут быть мускулистые мужчины на пике формы, которые не могут составлять более 15% населения общины. Поэтому для набора команды всего одной лодки нужны совместные усилия нескольких поселков, а для флотилии из нескольких корабликов уже весь остров.

С другой стороны, кикладцам пришлось покидать удобные береговые посёлки и строить крепости на холмах, что опять же требует организации и централизации.

Постоянные военные конфликты и угроза морской торговле серьёзно подкосили передовую кикладскую культуру и дало возможность жителям материка и минойцам успешно конкурировать.

Иерихон - древнее некуда или наши первые шаги к цивилизации

Как 14 000 лет назад охотники и собиратели попали в «ловушку оседлости» Плодородного полумесяца в самом древнем непрерывном поселением во всей истории человечества: переход к земледелию, первый зафиксированный в камне секс, грандиозная башня, оштукатуренные черепа, процветание и падение колыбели нашей цивилизации.

Основание Иерихона 14 000 лет назад стало результатом тех же географических и биологических факторов, которые привели к самой значительной революции во всей истории человечества - появлению сельского хозяйства.

Чтобы напомнить, насколько революционным был этот переход, давайте рассмотрим ситуацию примерно 15 000 лет назад. К тому времени люди заселили все континенты земного шара, кроме Антарктиды. Каждый человек, где бы он ни жил, выживал благодаря добыче пищи, также известной как охота и собирательство.

Люди изобрели широкий спектр методов выживания, приспособленных к различным условиям окружающей среды от пустынь Австралии до арктических льдов.

Между 11 000 и 10 000 лет назад начали появляться новые способы жизни и технологии, связанные с земледелием. Земледелие в конечном итоге дало людям доступ к большему количеству пищи и энергии.

Мы стали быстрее размножаться и жить в больших сообществах, таких как деревни, поселки и, в конце концов, города. Эти процессы привели к совершенно новому уровню сложности человеческого существования.

Переход к сельскому хозяйству стал первым шагом в культурной революции, которая полностью изменила человеческие общества и вывела наш вид на путь, который быстро привел к поразительной сложности современного мира.

Одним из самых значительных шагов на ранних этапах этого процесса было возникновение крупных поселений, таких как Чатал-Гуюк и Иерихон.

Из всех факторов, которые помогают объяснить переход к земледелию и появление крупных поселений, наиболее важным является изменение климата в конце последнего ледникового периода. Только с окончанием последнего ледникового периода в начале эпохи голоцена, около 13 000 лет назад, в археологической летописи появляются первые свидетельства земледелия. Условия были более теплыми и стабильными, а целые ландшафты преобразились.

Леса распространились по степям, вытеснив пасшиеся там крупные виды животных, таких как мамонты и бизоны. По мере того как стада этих крупных животных, на которых люди охотились десятки тысяч лет, мигрировали на север, сообщества стали зависеть от более мелкой дичи, такой как кабан, олень и кролик, а также от новых корневых и семенных растений.

Эти изменения были особенно заметны в Плодородном полумесяце - области, которая тянется на север вдоль побережья восточного Средиземноморья, на восток через горы Турции и северного Ирака, а затем на юг вдоль возвышенности между Ираком и Ираном. По всему Плодородному полумесяцу изменение климата способствовало распространению мелкой дичи и теплолюбивых злаковых трав. Изобилие было особенно велико в тех регионах, где были хорошие запасы воды. Эти же места привлекали и людей. Самой важной из групп, привлеченных изобилием Плодородного полумесяца, были натуфийцы.

Примерно 11 000 лет назад некоторые группы людей начали вести менее кочевой образ жизни, став, по крайней мере, "частично" оседлыми. Для этого было две основные причины: изменение климата и давление местного населения. С приходом более стабильного климата в конце последнего ледникового периода появились регионы природного изобилия, где могло поселиться большое количество людей.

Эти люди не занимались земледелием, а жили за счет богатых природных ресурсов земли. Эти сообщества продолжали жить охотой и собирательством, там где достаточно ресурсов, чтобы осесть и остаться на одном месте. Натуфийцы начали заселять таким образом западную часть Плодородного полумесяца (современные Израиль, Иордания, Ливан и Сирия) чуть более 14 000 лет назад.

Свидетельства о натуфийской культуре впервые появились в 1928 году благодаря открытиям, сделанным на севере Израиля в месте под названием Вади-эн-Натуф (отсюда и название "натуфийцы"). Мы знаем, что они жили в деревнях, собирали дикие злаки и охотились на газелей.

Орудия труда натуфийцев не были более сложными, чем у других собирателей, но более интенсивное использование каменных серповидных лезвий для сбора большого количества дикорастущих зерен свидетельствует о серьезных изменениях в практике сбора пищи. Собранное ими зерно также подвергалось гораздо более высокой степени обработки, чем когда-либо прежде. Многие натуфийские поселения показывают, что ступки и ручные жернова были дополнены гораздо более крупными трубчатыми ступами, выбитыми глубоко в скале.

Строительство кладбищ также отделяет натуфийцев от их современников, поскольку свидетельствует о более сложных сообществах с социальной иерархией. Некоторые люди были похоронены с личными украшениями, такими как шапочки, браслеты и бусы, которые выглядят как индикаторы их высокого статуса. Стоит также отметить, что лишь незначительное меньшинство населения было выбрано для церемониального захоронения, что подкрепляет идею о том, что натуфийское общество было более социально стратифицированным, чем любое более раннее человеческое сообщество.

Изображение 2.
Голова статуэтки «предка»
Докерамический неолит В, ок. 7000 года до н.э.
Ближний Восток, Иудейская пустыня, Иерихон
Гипс и пигменты, размеры: 22,5 см x 15 см
Музей Израиля, Иерусалим

..............................................................................................................................................................................

Доказательства того, что рацион натуфийцев состоял в основном из зерновых культур, были обнаружены на городище Айн-Маллаха в Сирии. Скелетные останки показали, что большинство жителей страдали от гнилых зубов в результате употребления слишком большого количества ячменя и пшеницы. Айн-Маллаха также показывает, что богатая кормовая база приводила к росту численности населения.

Хотя по сегодняшним меркам круглогодичное население поселения, составлявшее 200-300 человек, может показаться крошечным, это была одна из крупнейших человеческих общин, существовавших до того времени. Это говорит нам о том, что одним из важнейших последствий изобильного питания было то, что демографическое давление заставляло людей создавать более плотные поселения.

К 10 000 году до н.э. люди заселили большую часть этого региона, и в некоторых районах уже не хватало места. Поскольку каждой группе приходилось выживать за счет все меньших и меньших участков земли, эти сообщества оказались в так называемой "ловушке оседлости". Традиционный кормовой образ жизни почти всегда кочевой, требующий постоянной миграции, поэтому требовалось сохранять небольшую численность населения.

Мигрирующим группам невозможно содержать слишком много младенцев или менее подвижных пожилых членов. Для выживания необходимо было не только естественное ограничение рождаемости, но и уничтожение нежелательных младенцев и стариков, чтобы сохранить устойчивость популяции.

Когда группы, подобные натуфийцам, решили остаться на одном месте все изменилось. Больше не существовало прежних ограничений на численность населения. Пожилых членов общины не нужно было бросать; можно было содержать больше детей.

В результате это привело к проблеме перенаселения. Собственно, именно это мы и находим на большинстве натуфийских стоянок - явные свидетельства демографического давления.

В конце концов, стало слишком много ртов, чтобы прокормить их с помощью прежних кормовых методов. Так археологи обнаружили на стоянке Айн-Газаль в окрестностях Аммана в Иордании быстрый четырехкратный рост населения около 9 000 лет назад.

Изображение 3.
Любовники из Айн Сахри

Скульптура обнимающихся людей на кальцитовом булыжнике. Пара изображена лицом к лицу, один обнимает другого, который сидит у него на коленях за плечи. Головы разделены канавкой в контуре камня. Хотя черты лица не показаны, губы, очевидно, соприкасаются. Руки одной фигуры согнуты в локтях и обхватывают противоположную фигуру так, что запястья соприкасаются чуть ниже плеч. Колени этой фигуры согнуты вверх, так что ягодицы и область не изображенных ступней образуют основание скульптуры. Ягодицы обнимаемой фигуры указаны над ступнями другой, а колени подняты так, что голени простираются вокруг талии, предполагая генитальный контакт. В профиль у фигур конические головы, шеи отсутствуют, а спины дугообразно изогнуты друг к другу. Оригинально, что рельеф, изображающий нежные объятия, также намеренно фаллический во всех аспектах.

Ближний Восток, Левант, пещера Айн Сахри вблизи Вифлеема
древнейшее известное изображение совокупления людей
Натуфийская культура, ок. 9000 до н.э., камень кальцит
Коллекция Британского музея в Лондоне

..............................................................................................................................................................................

Это создало настолько сильное давление, что предпринимались все более отчаянные и экологически неустойчивые попытки увеличить запасы продовольствия. В результате в Айн-Газале и многих других местах группы людей были вынуждены покинуть поселение, чтобы попытаться выжить в других местах.

Однако в других местах жители научились одомашнивать определенные виды растений и животных и увеличивать их производство за счет полномасштабного земледелия. Сельское хозяйство оказалось способным поддерживать гораздо большее население. Одним из таких мест был Иерихон.

Конечное значение этого перехода к земледелию заключается в том, что оседлость привела к созданию более крупных поселений, пока впервые не появились города, государства и империи. Но города и государства возникли лишь в немногих регионах, которые обладали достаточно благоприятными экологическими факторами, чтобы позволить создать эти крупные сообщества.

Вместо того чтобы считать возникновение городов и государств неизбежным результатом, мы должны сосредоточиться на конкретных природных причинах, которые позволили некоторым поселениям продолжать расти, пока они не превратились в города.

Изображение 4.
Этот небольшой кусочек кремня был ключевым элементом успешного сельскохозяйственного сезона. Зерно было основным продуктом экономики, так как хлеб, приготовленный из зерна, употреблялся ежедневно.

Для жатвы пшеницы или ячменя использовали серпы, сделанные из кремня и дерева. Вручную обработанные осколки кремня, такие как этот, вставлялись в деревянный черенок и закреплялись клеем.

Пластина или отдельные зубцы кремня обеспечивали острый край для срезания стеблей зерна. При использовании кремень изнашивался и приобретал блестящий блеск. Кремневые вставки можно было затачивать или заменять по мере необходимости. Причина использования кремня, была многогранной и включала такие соображения, как его изобилие, простота изготовления, главное способность срезать колосья.

Лезвие-микролит для серпа
Керамический неолит
Ближний Восток, Иерихон
Кремневая пластина
Музей Израиля, Иерусалим
Д. 6,3 Ш. 1,4 В. 0,6 см, вес 8,1 г.

..............................................................................................................................................................................

Есть много примеров посёлков, которые действительно выросли особенно большими, хотя причины этого не всегда ясны. Некоторые из них могли стать важными ритуальными центрами, имевшими большое духовное значение.

Другие имели доступ к важным ресурсам, таким как соль, или стали важными центрами обмена, поскольку контролировали торговлю ценными товарами или занимали стратегически важное место на важных путях. Иерихон оказался удивительно устойчивым, потому что пользовался несколькими из этих преимуществ, а главное - очень благоприятной окружающей средой.

Иерихон расположен в долине реки Иордан в современной Палестине. Находясь на высоте 250 м ниже уровня моря, Иерихон является самым низинным на Земле. Город известен в иудео-христианской традиции как место, где израильтяне вернулись из рабства в Египте под предводительством Иисуса Навина. Согласно Библии, стены Иерихона рухнули после того, как израильтяне разразились разрушительным звуком труб из бараньего рога. Но еще большее значение в истории этого древнего города имеют природные стены, окружавшие Иерихон.

Геологические стены Иерихона были созданы в результате сейсмографической активности, настолько интенсивной, что она пробила огромный разлом в земной коре, простирающийся от Палестины до северо-восточной Африки.

Иерихон лежит глубоко в Иорданской рифтовой долине, тектонической особенности, образованной разломом вдоль границы между Африканской и Аравийской плитами. В результате разлома, открывшегося между этими двумя плитами, земля опустилась на почти километр, опустившись в итоге на 274 метра ниже уровня моря. На этой поразительно низкой высоте натуфийцы основали поселение, которое стало Иерихоном около 14 000 лет назад.

Но что привлекло людей в это конкретное место? Река Иордан - единственный крупный источник воды, впадающий в Мертвое море, а Иерихон расположен всего в 3 км к западу от реки, примерно в 15 км к северу от Мертвого моря. Город хорошо защищен горой Нево на востоке и Центральными горами на западе. Эти геологические объекты образуют естественную защиту, поскольку возвышаются над городом.

Расположение Иерихона в центральной части Палестины также идеально подходило для контроля путей вверх и вниз по этой естественной долине. На протяжении всей истории города эти географически-стратегические преимущества делали его предметом зависти и желанным владением для целого ряда захватчиков, многие из которых видели в Иерихоне ключ к контролю над Палестиной.

Самым значительным преимуществом Иерихона был доступ к надежным источникам воды. Этот важнейший ресурс, необходимый для выживания в суровых условиях пустыни, объясняет древнее происхождение и долгую историю города. Иерихон расположен в оазисе и поддерживается удивительно надежным подземным источником воды, известным как Айн-эс-Султан. Он никогда не пересыхал в течение 14 000 лет непрерывного проживания людей.

Каждую минуту из источника вытекает почти 4 000 литров пресной воды. Ранние фермеры быстро разработали систему ирригационных каналов, чтобы направить этот драгоценный ресурс на окружающие сельскохозяйственные угодья, состоящие из очень плодородной аллювиальной почвы. Именно это почти уникальное сочетание природной защиты, стратегического расположения, богатой почвы, обильного солнечного света и, самое главное, воды, сделало Иерихон таким привлекательным и устойчивым местом для земледельцев и фермеров на протяжении многих тысяч лет. Когда мы суммируем этот список преимуществ, становится неудивительно, что Иерихон имеет такую долгую и богатую историю.

Изображение 5.
Пшеница эммер или пшеница с шелухой - это разновидность остистой пшеницы. Дикий эммер произрастает в диком виде на Ближнем Востоке. Принципиальная разница между диким и домашним эммером заключается в том, что созревшая семенная головка дикого растения осыпается и разбрасывает семена по земле, в то время как у одомашненного эммера семенная головка остается целой, что облегчает человеку сбор зерна.

Спелый эммер
Фото Джонатана Питерсона

..............................................................................................................................................................................

Археологи обнаружили не менее 20 последовательных слоев поселений на месте Иерихона. Британский археолог Кэтлин Кеньон была первой, кто провел масштабные исследования с использованием современных методов еще в 1950-х годах.

Она искала город бронзового века, названный в Библии «городом пальм», но ее раскопки быстро обнаружили доказательства существования поселения за много тысяч лет до бронзового века. Она искала следы Бога, а нашла место рождения нашей цивилизации.

Траншеи археологов достигли остатков раннего земледельческого поселения площадью около половины гектара, датируемого примерно 9600 годом до нашей эры. Продолжение раскопок выявило еще более ранние слои, доказав, что место было впервые занято, скорее всего, натуфийцами, еще 12 000 лет до нашей эры. Таким образом, Иерихон оценили как самое древнее непрерывное поселение во всей истории человечества.

Археологические находки показывают, что здешние ранние земледельцы научились одомашнивать местную дикую пшеницу двузернянку (полба, эммер) и ячмень.

Наличие этих двух злаков является еще одним значительным биологическим преимуществом этого региона. Из сотни или около того одомашненных растений, от которых сегодня зависит жизнь человека, пшеница является одним из самых важных.

Одомашненная пшеница двузернянка быстро распространилась из Плодородного полумесяца по всей Западной Азии, пока в бронзовом веке ее не заменила пшеница обыкновенная.

Сегодня наша планета ежегодно производит более 620 миллионов тонн пшеницы, обеспечивая примерно пятую часть всех калорий, потребляемых членами человеческого сообщества.

За тысячу лет между 8350 и 7350 годами до нашей эры местечко Иерихон превратилась в протогород, в котором проживало около 3000 земледельцев. Последующие жители научились одомашнивать овец, а также разработали некие сложные религиозные культы с традицией сохранения человеческих черепов.

Всего было найдено десять оштукатуренных человеческих черепов. Кеньон обнаружила семь из них в тайнике, заложенном в середине периода докерамического неолита В, под оштукатуренным полом. Два других были найдены в 1956 году, а десятый - в 1981 году.

Оштукатуривание человеческих черепов - это ритуальная практика поклонения предкам, известная из других мест среднего докерамического неолита В, таких как Айн Газаль и Кфар Ха-Хореш. После смерти человека (как мужчины, так и женщины) голову отнимали и хоронили.

Позже шаманы раскапывали черепа и моделировали черты лица, такие как подбородок, уши и веки, из гипса, помещая раковины в глазницы. Некоторые черепа имеют до четырех слоев гипса, оставляя верхнюю часть черепа голой.

Более поздние земледельческие общины были более социально сложными и лучше скоординированными, чем их предшественники. Теперь жители жили в зданиях прямоугольной формы, построенных из глинобитных кирпичей на каменном фундаменте.

В каждом из этих зданий было несколько комнат, расположенных вокруг центрального двора. Одна комната обычно была больше, а остальные были маленькими и, вероятно, использовались для хранения вещей. Возможно здесь мы нашли ранний храм. Одна особенно большая комната содержала нишу в стене для какого-то священного предмета - возможно, столба из вулканической породы, который нашли неподалеку.

Изображение 6.
Люди изобрели гипс в эпоху неолита путем обжига известняка. Этот новый материал использовался в повседневной жизни и в культовых практиках. Тогда же появилась новая традиция - покрывать гипсом черепа умерших, которые снимали после погребения, когда плоть разлагалась. Лицо лепили на череп с помощью гипса, а в качестве глаз ставили раковины и замазывали битумом. Эти черепа хранились в домах, поэтому они могут представлять культ предков.


Предписьменный неолит В, 8800-6900 гг. до н.э.
Из Иерихона
Иорданский музей, Амман, Иордания

..............................................................................................................................................................................

Башня Иерихона, является определяющим элементом его архитектуры периода докерамического неолита и символом протогорода. Строение находится на западной окраине поселения, отделенная от него рвом и стеной.

Ещё Кеньон предположила, что она была частью оборонительных сооружений города. Вероятно, что башня была древней астрономической обсерваторией, одной из самых ранних из известных.

Иерихонская башня построена между 8 300-7 800 гг. до н.э. из концентрических рядов неотесанного камня. Она имеет слегка коническую форму с диаметром основания около 9 м и диаметром вершины около 7 м. Высота 8,25 м от основания.

При раскопках часть башни была покрыта слоем штукатурки. Во время использования башни, возможно, была полностью оштукатурена. У основания башни короткий проход ведет к закрытой лестнице. В проходе была обнаружена группа захоронений, но они были устроены уже позднее времён использования здания.

Внутренняя лестница имеет по меньшей мере 20 ступеней, состоящих из гладко обтесанных каменных блоков, каждый шириной ок. 75 см. Проступи лестницы имеют глубину 15-20 см, а каждая ступенька возвышается почти на 39 см.

Наклон лестницы составляет около 60 градусов, что намного круче, чем у современных лестниц, которые обычно колеблются в пределах 30 градусов. Лестница покрыта массивными наклонными каменными блоками размером 1 x 1 м.

Внешняя лестница на вершине башни открывается на восток, и 10 000 лет назад в день летнего солнцестояния зрители могли наблюдать отсюда закат над горой Курунтул в Иудейских горах. Вершина горы Курунтул возвышается на 350 м выше Иерихона и имеет коническую форму.

Археологи, работающие в этих более поздних слоях, обнаружили сельскохозяйственные орудия, такие как лезвия серпов, топоры и точильные камни; сосуды для еды, включая блюда и миски, сделанные из известняка; прядильные мотки и грузила для ткацкого станка; и необычные гипсовые человеческие фигуры в натуральную величину, которые, должно быть, были связаны с какой-то религиозной практикой.

Изображение 7.
Раскопанные остатки легендарной башни Иерихона, ок. 8000 г. до н.э.
В правом нижнем углу. Разрез холма до нулевого уровня.
Фото Дэниеля Кейса, 2016 год.

..............................................................................................................................................................................

После более чем 10 000 лет развития Иерихон достиг своего апогея в бронзовом веке, между 1700 и 1550 годами до нашей эры. В эпоху широко распространенных военных конфликтов на большей части Палестины, или «земли Ханаана», основой обороны была массивная каменная стена.

Но даже она не была достаточно прочной, чтобы предотвратить катастрофу. Свидетельства убедительно показывают, что около 1550 года до н.э. древний город Иерихон был разрушен.

Уже более века археологи и библейские историки спорят о том, может ли это разрушение быть свидетельством Иерихонской битвы. Эта битва описана в Книге Иисуса Навина как первое сражение израильтян в их кампании по завоеванию Ханаана.

Согласно библейскому рассказу, воинство Иисуса Навина маршировала вокруг городских стен в течение семи дней. На седьмой день священники затрубили в трубы из бараньего рога, израильтяне издали мощный боевой клич, и стены Иерихона рухнули, убив всех мужчин, женщин и детей в городе.

По библейской хронологии, эта битва должна была произойти в 1400 году до н.э., но современные археологи датируют разрушение Иерихона на полтора века раньше. Из-за этого несоответствия современные ученые отвергают историческую достоверность Иерихонской битвы, но библейские историки отстаивают ее истинность.

Изображение 8.
Историческая реконструкция города Иерихон в позднем бронзовом веке

..............................................................................................................................................................................

Несмотря на это бедствие, в последующие века Иерихон возродился. К восьмому веку до нашей эры он пал под ударами ассирийцев. Могущественный вавилонский царь Набу-кудурри-уцур II (Навуходоносор) также завоевал землю Израиля и отправил десятки тысяч жителей в изгнание. Но изгнанники были освобождены персидским царем Киром Великим и город стал административным центром персов.

Спустя три века римляне передали контроль над Иерихоном древнееврейскому царю Ироду Великому. При Ироде город процветал как центр, а также как зимний курорт для иерусалимской аристократии. В первом веке новой эры греческий географ Страбон так описывал преимущества города: «Иерихон окружен гористой местностью, которая склоняется к нему, как театр. Он богат всеми видами культурных и плодовитых деревьев, хотя в основном состоит из пальм. Он повсюду орошается ручьями.»

После падения Иерусалима под натиском римлян в 70 году н.э., Иерихон вступил в период упадка, хотя и оставался важным местом паломничества христиан в византийский период. В седьмом веке Иерихон стал частью обширного мира ислама, и мы имеем еще одно описание достоинств города, написанное арабским географом X века Аль-Макдиси: «Вода в Иерихоне считается самой лучшей во всем исламе. Бананы в изобилии, а также финики и цветы с душистым запахом».

Во время крестовых походов христиане занимали город, пока их не изгнал Саладин. В течение долгого правления османов, с 1517 по 1918 год, Иерихон постепенно сократился до размеров деревни и регулярно подвергался набегам бедуинов. В 20 веке в разное время контролировался Великобританией, Иорданией, Израилем и палестинцами. Сегодня Израиль и Палестинская автономия продолжают спорить о статусе Иерихона, и будущее города неясно.

Изображение 9.
Иерихон многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм»

..............................................................................................................................................................................

История Иерихона богата и сложна, в ней присутствует тот же парад триумфов и трагедий, что и во многих других древних городах. Но статус Иерихона как самого древнего города на Земле делает его уникальным. В конце последнего ледникового периода Плодородный полумесяц обладал целым рядом природных преимуществ, что объясняет не только возникновение сельского хозяйства, но и первых деревень, поселков и протогородов.

Эти же преимущества географии, флоры, фауны и климата позволили натуфийцам основать небольшую общину в глубине тектонического разлома Иорданской рифтовой долины, окруженную естественными оборонительными стенами, благословленную богатой почвой и бесконечными запасами пресной воды, которая легко превратилась в процветающую сельскохозяйственную общину.

Древняя хронология Иерихона

10 800 - 8 500 лет до н.э. Натуфийский период. Оседлые охотники-собиратели, жившие в больших полуподземных овальных каменных сооружениях.

8 500 - 7300 гг. до н.э. Докерамический неолит A. Овальные полуподземные жилища в деревне, торговля на дальние расстояния и выращивание одомашненных культур, строительство первой башни (4 м высотой) и оборонительной стены по периметру.

7 300 - 6 000 гг. до н.э. Докерамический неолит В. Прямоугольные дома с красно-белыми крашеными полами, с тайниками с оштукатуренными человеческими черепами.

6 000 - 5 000 гг. до н.э. Ранний неолит. В это время Иерихон был в основном заброшен.

5 000 - 3 100 гг. до н.э. Средний/поздний неолит. Небольшое поселение.

3 100 - 1 800 гг. до н.э. Ранний/средний бронзовый век. Построены мощные оборонительные стены, прямоугольные башни 15-20 м в основании высотой 6-8 м, обширные кладбища. Иерихон разрушен разрушен в конце периода.

1 800 - 1 400 гг. до н.э. Поздний бронзовый век. Ограниченное поселение. После позднего бронзового века Иерихон потерял свою значимость, но сохранился как населённый пункт.

Максим Ферапонтов для журнала ВЕК БРОНЗЫ №4

Превращаю Ваши донаты в новые статьи.
Собираю статьи в новые журналы.
Бесплатные исторические журналы для Вас!

Я сделал исторический журнал ВЕК БРОНЗЫ. Номер №3. Забирайте свои экземпляры

ВЕК БРОНЗЫ, №3 (декабрь 2022 года) - цифровой исторический журнал в формате PDF.

История колыбели человеческой цивилизации на 43 страницах.

Бронза была одним из первых искусственных материалов. Бронзовый век превратил небольшие поселения Плодородного Полумесяца в первые цивилизации. Шумерская и египетская, ханаанская и хеттская, минойская и микенская и другие культуры вошли в историю в IV-II тысячелетии до нашей эры в бронзовом веке.

Наш журнал расскажет вам о древних временах, когда египетские фараоны стремились превзойти грандиозные сооружения своих предшественников, шумерские писцы сочиняли эпические легенды о подвигах Гильгамеша, колесничие Синташты сражались за Южный Урал, а минойские корабли перевозили товары и идеи между странами и народами.

Мы поведаем вам о нашем общем прошлом и наследии всего человечества, о бронзовом веке:

  • Элам - Расшифрована линейная письменность;

  • Древний Египет - Плотницкое дело;

  • Катна - Сокровища царской гробницы;

  • Джирофт - Затерянная цивилизация;

  • Ханаан - Алфавит и элитный гребень от вшей;

  • Киклады - Дворец в Даскалио и убитые идолы.

ЗАБЕРИТЕ СВОЙ ЭКЗЕМПЛЯР ПРЯМО СЕЙЧАС:

Забрать выпуск №1 в формате pdf можно здесь

Забрать выпуск №2 в формате pdf можно здесь

P.S. Уважаемые читатели, я поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Удачи, здоровья и всех прочих благ! Надеюсь, что этот скромный труд будет Вам хорошим подарком.

Я сделал бесплатный исторический журнал ВЕК БРОНЗЫ

ВЕК БРОНЗЫ, осень 2022 года - бесплатный цифровой исторический журнал в формате PDF.

История колыбели человеческой цивилизации на 47 страницах.

Я сделал этот пилотный выпуск журнала единолично и я уже плодотворно работаю над продолжением. У меня много интересных тем для новых статей и я обязательно доведу их до любителей эры зари цивилизации. Однако, любой труд требует времени. Поиск и анализ источников, творческий замысел и его реализация, а затем шлифовка каждого материала это настоящая работа.


В текущих условиях открывается возможность прямого сотрудничества автора и читателей. Поддержка читателей вдохновляет, поддержка читателей позволяет сконцентрироваться на проекте, а также в перспективе расширять проект и привлекать новых людей с их знаниями и талантами.


Я продолжу дальше делать все что в моих силах для того чтобы ВЕК БРОНЗЫ находил своих читателей. Но сейчас будущее этого начинания напрямую зависит от Вас:


- читайте,

- делитесь,

- подписывайтесь,

- поддержите


и мы продолжим наше путешествие в удивительный, интересный и всё ещё актуальный для каждого бронзовый век.

Мы поведаем вам о нашем общем прошлом и наследии всего человечества, о бронзовом веке:


- Левант, Катна: пир с мертвецами (гробницы и могилы)

- Унетице, дама с янтарём (лица истории)

- Шумер, образ богатства (экономика)

- Эгеида, кинжалы и мечи (военное дело)

- Египет, "пожиратель плоти" (экономика)

- Левант, письмена из умм эль-Марры (письменность)

- Микены, стела с колесницей (религия / военное дело)

- Шумер, многоликая Инанна (религия)

- Шумер, Госпожа Урука (искусство)


ЗАГРУЗИТЕ БЕСПЛАТНО ПРЯМО СЕЙЧАС

Немного археологии

Археология.. Вот пример как из ничего появляется всё.

Раскопки грунтового могильника катакомбной культуры. Фото старые. Липецкая область, Добринский район.

Пятно погребения. Обратите внимание на вертикальные стенки. Рейка по вертикали - 1 метр.

Разрез пятна, которое вы видели выше. То есть просто выбрали половину заполнения, вторая половина  - за пёстрой стенкой.

Расчищенное погребение катакомбной культуры бронзового века (4-4,5 тл назад. ) Глубина от современной поверхности - 3,5 метра.

Мужчина, 35-40 лет. Зубы (многие спрашивают) - в идеальном состоянии.

Кому дрова порубить?

Самое-то колун, ага?

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: